Об авторе и его позиции


Я - Ильдар Сафаров. Я работал школьным психологом и руководителем психологов школ г.Петрозаводска, доцентом Карельского Государственного Педагогического Университета (Академии; с 2014 г. - Институт Педагогики и Психологии ПетрГУ), клиническим психологом ЗАО "Клиника Кивач", психологом и генеральным директором московского реабилитационного центра для наркозависимых "Карелия". Я закончил аспирантуру Ю.В.Линника (КГПИ, 1996 г.), защитил 1-ю диссертацию в РГПУ им.Герцена (Санкт-Петербург, 2001, кандидат философских наук), закончил докторантуру в Университете Оулу (Оулу, Финляндия, 2009), и там же в 2009 г. защитил 2-ю диссертацию (Доктор Философии в Образовании, или PhD). Сейчас я индивидуальный предприниматель, занятый самостоятельными исследованиями в области взаимоотношений людей на пути саморазвития.
Как и зачем я собрал столько видов знания?  В 1988 г. я переехал в г.Петрозаводск, чтобы поступить в аспирантуру профессора Ю.В.Линника. Аспирантуру тогда ещё не открыли. Выпускник Казанского Авиационного Института им.А.Н.Туполева (1985 г.), к 1992 г. я перечитал всю интересующую меня периодику по психологии и философии в попытке найти обобщенное описание сознания человека и его психической энергии. Ещё в 1986 г. успел разочароваться в ограниченной методологии отечественной психологии, это повторилось и в этот раз. Далее я был захвачен нежелательными в те годы мыслями экзистенциалистов и феноменологов о сущности человека и закономерностями развития личности. В 1992 году, во времена заката СССР, я увлекся Психосинтезом итальянского психиатра и каббалиста Роберто Ассаджиоли, и стал проводить тренинги. Мне, отличнику средней школы и выпускнику-отличнику оборонного ВУЗа (второму из трёхсот авиаторов и ракетчиков в списке распределения), эта работа показалась подозрительно простой. Я поступил учиться на Факультет практической психологии МГУ при КРИПКРО и аспирантуру КГПИ. Гештальт-терапией я официально занимаюсь с 1998 года, после окончания Санкт-Петербургского Института Гештальта (http://gestalt.spb.ru). Стал изучать когнитивную терапию Аарона Бэка в 1999 г. в Умео (Швеция), и в 2000г. на курсах финского психотерапевта Пекка Туомала (Ярвенпяя). В 2011-2012 гг. благодаря подсказке Дениса Желателева, стал её повторять  в версии Когнитивно-поведенческой терапии с Сарой Раковщик по версии Оксфорда (http://www.octc.co.uk/index.asp?ID=5&PageID=11), и очно с Сарой, пока она была в Москве. Понравилось спокойное и предсказуемое рациональное начало метода. Сейчас я продолжаю осваивать метод Когнитивно-Поведенческой Терапии у преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга в группе.
Я понимаю, что перечисленные области -  только карта, работающая, но очень фрагментарная карта  для ориентации в реальности человека и его отношений. Реальность эта охвачена крайне узко, и существующие её "карты" принципиально ограничены глубиной создателя конкретной карты-концепции. Существует побуждение обнаружить простой (доступный для большинства ищущих) и более полный инструмент работы с внутренним миром СОВРЕМЕННОГО человека. Для этого была сделана попытка создания научной метафоры преднамеренных взаимоотношений (http://jultika.oulu.fi/Record/isbn978-951-42-9142-5), кажется, попытка обобщенная, и на том этапе успешная.  Однако модель отношений поучилась не очень простой, особенно для тех, кто в школе не любил физику и/или геометрию. Модель позволяет анализировать взаимоотношения с высокой точностью предсказания качественного характера их протекания. Для её понимания достаточно курса советской средней школы 1970-х годов и некоторых проверенных временем представлений в сфере человеческих отношений. Ещё нужна и настойчивость в изучении модели.

Кажется, в 2006 году, я нашел в сети Леонида Козлова, который привез в Москву метод регрессионной терапии Майкла Ньютона. Лёня пригласил меня к себе, и на своей кухне четыре часа читал мне лекцию о том, как проводить гипнотическую регрессию. На прощание рассказал о Долорес Кэннон - еще одном мастере регрессии - с напутствием "повышать уровень вибраций у населения".
Я понял, что нужно учиться дальше, и в том же году поступил на курсы профессора МГУ М.Р.Гинзбурга в ИГИСПе (http://www.igisp.ru/igisp/index.php). Чтобы спасти себя от невежества (и неприятностей) в области энергоинформационного обмена, мне пришлось учиться и этому ремеслу: сначала - ДЭИР (www.deir.org), потом - Космоэнергетика (http://center-om.ru/). На этой извилистой траектории с конкретной целью (мотивационная "Линза Брунсвика"!) я встретил Долорес Кэннон, которая приехала в Москву сама. Регрессионной терапией по методу Долорес Кэннон я занялся увлеченно, и даже с азартом (http://dolorescannon.com/find-practitioner; набрать страну Russian Federation и найти имя Ildar Safarov, PhD). Далее, благодаря подсказке Лены Ратничкиной, довелось посетить семинары ученицы Майкла Ньютона Рифы Ходжсон (http://www.rifahodgson.com/), а также семинары дочери "Мистера Гипноз" Бетти Эллис Эриксон.
Я также в 2014 г. завершил полный курс обучения в НИИ Клинического Гипноза Российской Психотерапевтической Ассоциации, и в 2015 г. обучался методике остановки внутреннего диалога отечественного сертифицированного регрессионного терапевта, врача Павла Сергеевича Гынгазова. Я состою в рядах Экспертного Совета Ассоциации Специалистов и Исследователей в Области Глубинной Памяти и Регрессий (http://regression.pro/chlenstvo/safarov-ildar-shamilevich.html), являюсь членом экспертного совета с Сертификатом Ассоциации №6. Я также закончил 4-модульную программу исследования глубинной памяти моих коллег - Лены Ратничкиной и Аллы Кинякиной в Москве.
В 2009 году ректор Карельского Государственного Педагогического Университета пригласил меня на разговор. Вот его слова: "Вы наш, возвращайтесь, мы всё устроим (и жильё, и работу)". Я поверил и вернулся. Он обманул.

Сейчас я пенсионер (по закону Республики Карелия) с пенсией 10710 р. в месяц с 2 высшими образованиями и 2 учёными степенями - российской и европейской. "Политика - всегда ложь" (Мохандас Ганди). Я не хожу на выборы (за свои 59 был дважды, и оба раза в СССР). Я аполитичен и вне всякой религии, поэтому свободен в выборе своих высказываний. В религии я был активен 11 лет, ещё 5 лет "уходил" от её полевого влияния. Я очень разочарован религиозной позицией и откровенной ограниченностью конфессионального мышления.

Я работаю в своём ИП Сафаров И.Ш. с названием "Мастерская помогающих отношений". Я консультирую и веду тренинги в Петрозаводске (см. описание места, где ведётся приём), иногда - в Санкт-Петербурге и в Москве, и в любом месте, где набирается группа желающих поработать с собой. Моя страница Вконтакте <https://vk.com/ildarsafarov>.

На пути к настоящему моменту обнаружилось следующее. Законы самоизменения, добытые в опыте традиционной психотерапии и консультирования, и законы, меняющие взгляд клиента на себя в регрессивной терапии, едины. Значит, мы живем в Единой Живой Ткани Поля Вселенной с едиными законами самопроявления и реализации. Мы уже Дома. И мы отвечаем за свои выборы. Именно через неверные прошлые выборы нам нужно снова пройти в психотерапии, но в этот раз - осознанно. Тогда мы сможем преобразовать свою жизнь к лучшему. Законы развития сознания человека - органичная часть свода законов Вселенной, которые не делятся на гуманитарные и естественные. Они все естественные, к большому сожалению политизированных конфессиональными границами коллег.
То есть, учебник по курсу развития Сознания Живой Вселенной и Всеобщих Взаимосвязей необходимо включает частный случай этого развития - главу о развитии Сознания человека и человеческого (и не только) сообщества. Сюда же, пожалуй, стоит отнести и параграфы о намерении, внимании, взаимоотношениях и взаимных настройках, саморегуляции и самопреобразовании. Стоит пересмотреть и понятие "психологической границы личности": через призму модели преднамеренного взаимодействия в виде колебательной системы, понятие "граница" сильно меняет свой смысл. Действительная граница подчиняется непосредственно силе намерения.
Мой предварительный вывод из изучения перечисленных областей, и результаты практики меня отрезвляют. 
В процессе развития нашего сознания взаимоотношения составляют неотъемлемую часть самого сознания, их фон и неотъемлемые условия. Об этом догадывался гениальный Лев Выготский, когда указывал на взаимоотношения ребенка и взрослого как на источник развития. На текущий момент наши научные "знания" об отношениях и сознании, несмотря на огромный объем публикаций в этой сфере, изумляют своей примитивностью. Попытки обобщения законов взаимоотношений между людьми тонут в откровенно слабых рассуждениях, схемах или наборах ограниченных убеждений, основанных на круговой поруке валидизированных понятий и на подсмотренных в ньютоновской физике статистических исследованиях. Практический результат таких "знаний" взаимоотношений "бьёт наотмашь": соотношение количества браков и разводов в России (думаю, не только у нас) колеблется вокруг единицы. Агрессия, манипуляции и обман в отношениях, акцент на растлении и агрессии молча принимаются за норму. С трезвой точки зрения среднего обывателя, это - абсурд.

Поэтому мои интересы лежат в области психологических законов, например, естествоведческих законов действия намерения и его влияния на построение взаимоотношений. Меня также очень интересует законы саморегуляции в отношениях, например, в обучающих. Уточняю еще раз: меня интересуют общие законы (в смысле Галилеева научного мышления, как его описал Курт Левин), которые действуют во взаимоотношениях и являются неотъемлемой частью нашего индивидуального сознания и сознания этой связанной в единое целое Вселенной. И это не те законы, которые описывают психологические явления "со стороны", с позиции позитивистски-отстраненного, или "незаинтересованного" статиста-наблюдателя (например, каузальной атрибуции и др.). Квантовая физика давно доказала, что любой наблюдатель за экспериментом влияет на его исход. Поэтому, внимание (способ видеть) творит взаимоотношения. Нужно хорошо знать, что и как наблюдатель собирается увидеть в другом.


Человек как часть Вселенной

 

  Человек - неотъемлемая часть Вселенной. Это такая часть, которая может сообщать таким же, как он(а), что он(а) видит, ощущает, чувствует. Человек может сказать, что он хочет, чего не хочет, и на поверхности планеты Земля нужно использовать язык и иные средства передачи сообщений. Однако иногда отдельные люди и даже целые сообщества людей забывают, где живут. Эти сообщества могут подумать, что только они участвуют в общении и взаимодействии между собой и с другими сообществами, похожими на них. Остальная Вселенная, лишённая гастрономических интересов людей (меткое замечание академика А.Й.Вейника) ...выпадает из их поля зрения. 
  Во Вселенной существует много внеатмосферных средств передачи сообщений. Вселенная исследована физиками, астрономами и математиками как совокупное взаимодействие вещества и энергии в сложном пространстве-времени крайне скудно. Однако, Вселенная сама и есть непрерывное взаимодействие выделенных в ней относительно самостоятельных структур (энергий, полей, организованного вещества).
  Именно взаимодействие полей, веществ и сил передает сообщения. Человеческое сообщество намного младше Вселенной. Из-за мизерного относительного возраста, человечество изучило очень малую часть этих взаимодействий, и сильно путается, например, в видах модного понятия "информация". Социология, социальная психология, психология развития, культурология и лингвистика "генетически" далеки от непосредственного восприятия законов взаимодействия. Словесное опосредование во взаимодействии между людьми - большое достижение ...для первобытного человека, и для ранних стадий развития личности. Но для современного человека, немного более осведомленного о себе самом, чем питекантроп, словесная ограниченность общения понятиями, укорененными в практике тысячелетий тому назад - путь к путанице и агнозии. 
  Согласно Курту Левину, опора на слова и статистику уводит исследователей человеческих отношений далеко в сторону от главной дороги познания. Аристотелево мышление (http://psylist.net/persona/levin.htm) - вера в силу слова.  Не снижая ценности статистических исследований, добавлю от себя: стоит помнить основание теорий статистики - теорию вероятностей. Изучение вероятности случайного события необходимо тогда, когда изначально предполагается случайность происходящего или непостижимость его закономерности в принципе. Эта точка зрения близка первобытному мышлению, а также позиции агностика или человека, утратившего способность жить целесообразно и целеустремлённо. В результате такой отправной позиции в исследовании - громоздкие методы изучения ускользающего прошлого, к тому же часто обусловленные устаревшими понятиями, не предполагают возможности обобщения результатов на основе закономерностей.
  
Изучение законов человеческого взаимодействия, согласно К.Левину, требует другого мышления. Курт Левин вводит понятие Галилеева способа научного мышления. Такое мышление предполагает, что то, что происходит между людьми, а также между человеком и полем, в том числе вне человека - всё подчиняется закономерностям. Поэтому рассуждать о психике нужно на основе строго разработанных теоретических конструктов, связанных между собой законами и закономерностями. В Гештальт-терапии, в Психодраме, в КПТ, в современном психоанализе и многих других видах психотерапии сделаны некоторые попытки такие конструкты использовать. Эмпирически закономерности действия психики в них проявляются достаточно ясно и воспроизводятся с точностью, достаточной для практики. Профессиональное обучение психотерапии - это обучение практическому и понятийному использованию эмпирических конструктов и закономерностей во взаимодействии терапевта с клиентом. Этот путь только-только начался, ему не более 100 лет (основным видам терапии - 50-70 лет).
Метод помогающих отношений, больше похожий на осознанное переобучение, складывается  в результате использования ряда методик. Он основан на идее единства восприятия, осознания, преднамеренного действия и поля отношений. Методологическими основаниями для него служат работы Курта Левина, Фредерика Перлза, Ролло Мэя, Джеймса Бюджентала, Карла Роджерса, Михай Чикзентмихайи, Чарльза Тарта, а также ряд теорий мотивации и главы из естественных наук. Практическая сторона метода нарастает по мере большего осознания её составляющих. Этот процесс требует пристального внимания и соответствия закономерностям его развития. Он в самом зачаточном состоянии.  

2 комментария:

  1. Здорово! Честно и адекватно. Что дальше, Ильдар?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Володя, дальше в каком из направлений?
      Приятно получить ТВОЙ комментарий :)

      Удалить